Кто убивает одесское море?

Всего через несколько лет море у берегов Одессы может превратиться в безжизненный мутный водоем, небезопасный для купания. Ученые уже не говорят вполголоса, а кричат: экологическая катастрофа не на пороге, а внутри дома. Агрессивная рапана, словно комбайн на поле, выкашивает ряды морских мидий, главных чистильщиков и санитаров Черного моря, ежедневно ухудшая состояние воды. «ОЖ» разбиралась, чем грозит нам наступление агрессивного моллюска с Дальнего Востока...
РапанаРапана — безжалостная армия
Гидробиологическая станция Одесского национального университета имени Мечникова. Здесь о рапане знают больше, чем где-либо. Директор станции Олег Ковтун, кандидат биологических наук, доцент и профессиональный дайвер, регулярно погружается под воду и собственными глазами наблюдает, как исчезают колонии мидий.
— Вы себе даже не представляете это зрелище, в этом году на каменных грядах я наблюдал до 30 рапан на одном квадратном метре, — говорит Олег Ковтун. — Это здесь, у нас, а вокруг острова Змеиный — сто штук на квадратный метр. Они двигаются, как стена, уничтожая все на своем пути. В то, что происходит сейчас, еще несколько лет назад никто не верил. Даже многие коллеги спорили со мной и утверждали, что мидий хватит, что все обойдется. А теперь все прозрели, посмотрите на Тарханкут: рапана там уничтожила почти все...
Вместо мидий — муть, инфекции, болезни

РаковинаВ своих прогнозах ученые, к сожалению, безжалостны. За последние несколько лет количество мидий у берегов Одессы уменьшилось в два, а то и три раза. Активность рапаны достигла пика, а это значит, что через три-четыре года мидии могут почти исчезнуть. Яркий тому пример — море у мыса Тарханкут, в Крыму. Здесь уже практически не наблюдаются ни мидии, ни их губители. Со временем популяция мидий восстановится, однако, сколько на это потребуется лет, никто не берется сказать.
— У нас сейчас грядет подводная экологическая катастрофа, и молчать об этом — преступление, — говорит Олег Ковтун. — Уничтожение мидий приведет к тому, что вода станет более мутной и грязной, сократится водорослевый пояс и, как следствие, исчезнут многие виды животных, которые питались мидией. Соответственно, увеличится количество бактерий, более частыми станут заморы у берега, всевозможные инфекции...

Водолазы — в Болгарии, вместо центра — собака
Сейчас перед Одессой стоит извечный вопрос: «а что же делать?» К сожалению, от ученых мало что зависит.
— Когда-то в Одессе был специальный отряд водолазов со своим хозяйством, — говорит бывший сотрудник Института биологии южных морей Александр Перекитный. — Располагался он на Даче Ковалевского. Его задача состояла как раз в исследовании состояния моря, разведении мидий и так далее. Однако в лихие девяностые в хозяйстве на весьма «жирном» участке побережья случился пожар, все выгорело. Все, что от него осталось, так это собака, молчаливый хранитель тайн тех событий.
Вместе с тем, других способов борьбы с рапаной, кроме как вылавливать ее, мир еще не придумал. Для этого нужны многочисленные и профессиональные дайверы, а также люди, которые будут заинтересованы в оплате услуг ныряльщиков.
— Никто у нас этим заниматься не будет, так как на это есть масса объективных причин, — делится своим мнением Олег Ковтун. — Во-первых, законодательство! Норма вылова рапан по правилам любительского рыболовства — десять килограммов. И об этом знают все, в том числе милиция, которая только и ждет, чтобы на «Трассе здоровья» проверить сетку какого-нибудь любителя-рыбака и оштрафовать его. И все это от колоссальной безграмотности чиновников и только одного желания — получить выгоду лично для себя. Истинная проблема практически никого не интересует, кроме ученых. Во-вторых, для промышленного вылова требуются лицензия и преодоление массы бюрократических проволочек. Когда вы их преодолеваете, к вам в очередь выстраиваются пожарные, налоговики, санэпидстанция, правоохранители с одним простым требованием — делись! И, в-третьих, коммерческая выгода. Рапана также не вечна, и если ее начать вылавливать, то она довольно быстро иссякнет. В Крыму, пока ее было много, за килограмм дайверам платили две гривни. 10 килограммов стоили 20 гривень. Если посчитать стоимость водолазного оборудования и всего прочего, то вы с трудом выйдете в ноль. Кому это надо?

Мясо рапанаИ действительно, желающих заняться выловом рапаны в Одессе практически нет. Местные водолазы, работавшие в центре на Даче Ковалевского, сейчас благополучно трудоустроились в... Болгарии.
— Там водолазам щедро оплачивают вылов рапаны, регулируя ее численность, — говорит Александр Перекитный, в свое время поработавший в Болгарии. — И это государственная программа, направленная на сохранение окружающей среды. После пожара одесские водолазы как раз и направились туда. Жили мы в районе города Балчика, где по полгода вылавливали и сдавали рапану. Заработок был хороший, но очень уж домой хотелось...

Жара не щадит никого
Еще одной причиной уменьшения количества мидий этим летом стал аномальный зной. Ввиду малой глубины моря у одесского побережья, вода прогревалась до 30 градусов, что привело к так называемым «заморам». Особенно пострадали те мидии, которые местом своего обитания избрали волнорез. Если вы заметили, то в этом году эти сооружения были беспрецедентно гладкими. Не пощадила жара и рапан, в их рядах также серьезные потери. Кстати, по мнению ученых, «заморы» — следствие не только высокой температуры, но и массового исчезновения мидий.

Болгары едят, американцы охотятся
Проблема нашествия рапаны стоит не только перед Украиной. Перед общей бедой равны Болгария, США и многие другие страны. Правда, в этих странах с агрессивным моллюском активно борются. Так, соседи-славяне подошли к решению вопроса комплексно, учредив ряд компаний, которые поставили вылов рапаны на промышленный уровень. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы: и мидиям жизнь облегчается, и заработать можно. К счастью, морской хищник с Дальнего Востока является еще и деликатесом. Все уважающие себя рестораны имеют в своем меню блюда, приготовленные из рапаны.
В США пошли еще дальше, видимо, вспомнив индейские войны. И если тогда деньги платили за скальпы убитых краснокожих, то теперь правительство выдает по пять долларов за каждого выловленного живого моллюска и по два доллара за пустую раковину. Так что у американских дайверов появился стимул почаще погружаться под воду.

Пришелец с восточных морей
Считается, что впервые рапана появилась в Черном море в начале ХХ века. В акваторию Новороссийской бухты, где ее обнаружили, она попала, скорее всего, с балластными водами судов. Размножившись и не найдя в новой среде естественных врагов вроде морских звезд и крупных рыб, агрессивные моллюски начали наступление на окружающую фауну. Первой жертвой рапаны стали устрицы Гудаутской банки в районе Грузии. Довольно быстро истребив устриц, пришельцы переключились на мидию и других моллюсков. Около десяти лет назад их наступление достигло Одесского залива...

Статья в газете "Одесская жизнь" №36 от 12_09_10
Номер: 36

Источник