Рапана: друг или враг Черного моря?

Рапана жилковатая (лат. Rapana venosa) вид хищных брюхоногих моллюсков — житель Японского моря, в середине прошлого века вдруг объявился в Черном море. В наши воды рапана «приплыла» на днищах кораблей, приходящих из дальневосточных морей. За несколько десятилетий рапана настолько расплодилась, что проникла в соседнее Мраморное море и встречается даже в Средиземном.

  Появление чужака буквально перевернуло жизнь в море. Первой жертвой хищной рапаны, питающейся двустворчатыми моллюсками, пали черноморские устрицы. Раньше устричные банки, очищавшие прибрежные воды, встречались повсюду, а ныне черноморские устрицы на грани полного исчезновения, широко известна печальная история исчезновения Гудаутской устричной банки. Сильно расплодиться здесь они смогли благодаря тому, что в Черном море из-за низкой солености нет их главных естественных врагов - морских звезд. Морские звезды поедают рапан на их родине - в Тихом океане. 

 Рапана Покончив с устрицами, рапана взялась за других черноморских двустворчатых — морских гребешков , морских черенков («ногти русалок»), донаксов , венерок , сердцевидок и мидий . Проделывая дырочку в раковине моллюска, рапана впрыскивает туда парализующее вещество. Ослабевший хозяин раскрывает створки — и еда подана. 

  Уничтожая мидий, рапана оказывает дурную услугу приютившему ее морю. Взрослая мидия отфильтровывает до 70 л воды в сутки. С промышленными загрязнениями моллюск не справится, но от продуктов жизнедеятельности морских организмов море очистит. Поэтому там, где живут мидии, нет дурного запаха, характерного для многих черноморских лиманов. С мидиями сожительствуют многие животные, которые с исчезновением этого моллюска останутся без крова. На раковинах мидий строит известковые домики-тоннели крупный червь поматоцерос . Внутри раковин прячется крохотный краб-горошина , родич средиземноморского сожителя пинны, и забавный мохноногий краб.

  Но и мидий мало рапане. Она резво принялась за крабов. Оседлав краба, рапана дырявит его панцирь и впрыскивает туда ядовитый пищеварительный сок, парализующий мышечную систему. Чем не паук и муха? Через несколько минут краб начинает перевариваться с помощью все того же вещества, и рапане остается только высосать через дырочку готовую еду, оставив лишь хитиновый панцирь. . Чаще всего жертвой рапаны становится мраморный краб, но она способна расправиться даже с самым крупным крабом Черного моря — каменным крабом (до 10 см). Не беда, что каменные крабы живут на глубине 10— 25 м — рапана и там их достанет. От рапаны страдают и травянистые крабы , обитатели песчаных равнин, и сиреневые крабы п (водолюбы). способные закапываться в грунт и проводить там без движения и без пищи многие дни. 

  У самой рапаны врагов в Черном море не нашлось — ее твердая раковина никому не по зубам. Развитие рапанаCамка рапана откладывает - приклеивает к любой твердой поверхности под водой густые белые щетки капсул с икрой - мы часто находим их на пляже. Из икринки выклевывается крохотная личинка - велигер. Велигер умеет плавать с помощью ресничек, питается более мелким планктоном, обрастает раковиной - и через две недели садится на дно, превращаясь в маленького рапанчика. В 2005 году произошло невиданное оседание личинок рапана у Кавказского берега - в мае, любая твердая поверхность под водой была покрыта крошечными - до 3мм, покрытыми острыми шипиками, молодыми рапанами - до 5 штук на 1 см2 поверхности! К концу лета молодые рапаны съели почти всех двустворчатых моллюсков у берега. А рапаны, осевшие прямо на канаты - коллекторы Утришской мидийно-устричной фермы под Анапой - уничтожили половину урожая. Но личинки рапаны пришлись по вкусу небольшим рыбкам песчанкам. От обилия нового корма песчанки быстро размножились, оказав услугу морскому карасю ласкирю из семейства спаровые (15 см) — довольно ценной промысловой рыбе. Стайные хищники, ласкири. отъедаясь расплодившейся песчанкой, тоже прибавили числом.  

  Несколько лет назад погружался я с аквалангом в районе мыса Тарханкут и был поражен тем, что за все время нахождения под водой, примерно 1 час 15 минут, я практически не видел мидий, зато рапаны было видимо, не видимо. На следующее погружение мы с напарником собрали почти два мешка этих моллюсков. У побережья Одессы количество рапаны с каждым годом увеличивается и меня бесит непонимание чиновников, которые ввели ограничение на вылов рапаны в количестве 10 штук на человека или вообще хотят ввести запрет на ее вылов. Ведь если с ней не бороться то, скорее всего лет через десять мы вообще не встретим ни мидию ни тем более устриц на протяжении всего побережья Черного моря. 


Источник