Санитаров моря — мидий становится все меньше, причина тому — массовое размножение вселенцев. Экологи опасаются за печальные последствия «биологической» охоты.
Одесские дайверы решили объединиться в борьбе против вселенцев и даже создали сайт, на котором делятся планами. Больше всего рапанов они нашли на 16 станции Фонтана, а также в районе Дельфина и Ланжерона. Согласно правилам любительского рыболовства за сутки можно собрать до 10 шт рапанов.
— Если привлечь к этому делу 20–30 дайверов, можно быстро очистить одесское побережье, — уверен директор гидробиологической станции ОНУ им. Мечникова Олег Ковтун.
Дело в том, что возросшее количество рапанов, которые, приспособившись к солености одесского залива, угрожает исчезновению мидий, фильтрующих воду.
— В среднем на квадратный метр морского дна приходится от 30 до 100 рапанов, — отмечает Олег Ковтун. — Рядом возле санатория «Россия» уже красуются голые камни, необходимо принимать срочные меры, чтобы не повторить участь Тарханкута, где мидий практически не осталось.
По словам ученого, раковины рапанов стали мягкими. И, по всей видимости, они также скоро вымрут,т. к.рискуют остаться без пищи. К слову, в Болгарии в свое время привлекли иностранных аквалангистов, которым платили за сбор рапанов. В результате очистили акваторию настолько удачно, что на сегодняшний день там самое чистое море и самая активная биологическая жизнь.
На исчезновение мидий повлияла летняя жара и половодье рек. В результате росла температура и понижалась соленость воды, что привело к росту численности токсичныхсине-зеленыхводорослей.
— Как правило, на один кубометр воды приходится 30 грамм водорослей, однако концентрация составила целых 8 кило, — отметил директор института биологии Южных морей Борис Александров. В результате жабры мидий забились и остались без воздуха.
В то же время биологи утверждают, что экология Черного моря восстанавливается. В течение последних 10 лет в Одесском заливе появилось шесть видов крабов. Один из них -каменный предпочитает только чистое море. А вот рыбы стало гораздо меньше, и связано это с намывом пляжей.
— Песок насыпали прямо в тело пляжа, — отметил Борис Александров, — засыпали каменные гряды мыса малый Фонтан, где селились бычки и мидии. Из шести кораблей песка, я сомневаюсь, что на побережье осталось хоть полкорабля. К тому же в песке содержался ил. А в шторм вода становится белой, как молоко, вот рыба и ушла из Одесского залива в более благоприятные места. Надеемся, что в следующий раз при проведении подобных работ будут советоваться с учеными и брать более качественный песок.
Посетовали биологи и на то, что не могут брать пробы с пляжей, чтобы проводить мониторинги воды. Сложная и запутанная система пропусков на побережье не дает возможность проехать по Трассе здоровья с оборудованием, необходимым для погружения.
— Мы надеемся, что с приходом новой власти ситуация изменится, — говорит Олег Ковтун, — потому что необходимо отслеживать ситуацию на пляжах, чтобы правильно подходить к благоустройству прибрежной территории и сохранить биологический мир в воде.
Кстати, за 150 лет Черное море пополнилось 254 видами чужеродных организмов из других морей. Они вытесняют обитателей, что приводит к сокращению разнообразия видов.