29 сентября – Всемирный день моря

Ежегодно Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO) отмечает Всемирный день моря (англ. - World Maritime Day), выпадающий на последнюю полную неделю сентября.

День моря призван сфокусировать внимание сообществ на важнейших аспектах безопасности судоходства, мореплавания и защите окружающей морской среды.

Точную дату празднования каждое государство устанавливает для себя индивидуально, но празднование обязательно должно состояться в рамках последней полной недели сентября. Штаб-квартира и учредители IMO в текущем году решили отмечать его 24 сентября. Параллельно в этот день празднование будет проходить в США.

Генеральный секретарь IMO каждый год выступает с обращением по случаю Всемирного дня моря, а также определяет тему дня. Тема Всемирного дня моря 2011 года – «Пиратство: подготовка ответа». Девиз Всемирного дня моря в 2010 году – "Год мореплавателя". Тема Всемирного дня моря в 2009 году - "Климатические изменения: вызов и для IMO тоже!". В 2008-м темой было: "IMO: 60 лет на службе судоходства". На 2008 год припал целый ряд годовщин и знаменательных дат для IMO. Так, 6 марта исполнилось 60 лет со дня принятия Конвенции IMO на конференции, состоявшейся в 1948 году в Женеве под эгидой ООН, а 17 марта исполнилось 50 лет со дня вступления в силу этой Конвенции в 1958 году.

Инаугурационное заседание IMO, первоначально известной как Морская консультативная организация, прошло в Лондоне в 1959 году. Цели этого специализированного агентства ООН заключаются главным образом в том, чтобы "механизм сотрудничества правительств в области правительственного регулирования и практики в технических вопросах любого рода, затрагивающих международное торговое судоходство, поощрять и содействовать всеобщему принятию наиболее высоких из практически осуществимых стандартов в вопросах безопасности на море, эффективности судоходства, предотвращения и взятия под контроль загрязнения моря с судов". Организация также имеет полномочия заниматься административными и юридическими вопросами, относящимися к ее области деятельности.

Судоходство называют наиболее интернациональной из всех мировых отраслей международного характера. Нередки случаи, когда судовладельцы, операторы, грузоотправители, фрахтовщики, страховщики, командный состав и экипаж одного и того же судна являются представителями разных стран и ни одно из них не является страной флага, под которым плавает данное судно. Кроме того, суда постоянно перемещаются из одной страны в другую и из области юрисдикции одного государства в область юрисдикции другого.

Кроме того, судоходство по своей природе является опасной деятельностью, ведь судам приходится сталкиваться с наихудшими проявлениями природных сил. Свидетельство тому - всем известные происшествия с такими судами, как "Титаник", "Торрей Каньон", "Эксон Вальдез", "Эстония", "Эрика", "Престиж", и самый последний случай - с "Принцесс оф Старз". Потому существует неоспоримая необходимость разработки нормативной базы международных требований, регулирующих судоходство, которые должны быть приняты, признаны и исполняться всеми. На сегодня многие из основных договоров IMO (конвенции СОЛАС, по обмеру судов, о грузовой марке, Правила предупреждения столкновений судов, Конвенция ПДНВ и приложения к МАРПОЛ) ратифицированы государствами, которым в общей сложности принадлежит более 98% мирового флота.

Украина является членом IMO с 1994 года.

Теги: