Прежде всего хочется отметить отсутствие единой позиции, относительно моллюска рапана , у специалистов. Отличаются даты первого обнаружения. БСЭ называет 30-тые г.г.
Рапана (Rapana), род хищных брюхоногих моллюсков, включающий 3 вида. В заливе Петра Великого и у берегов Японии обитает R. venosa, которая в 30-х гг. 20 в. была занесена судами в Чёрное море, где достигла значительной численности; нападает на промысловых моллюсков - устриц, мидий и др. Нога Рапана съедобна, раковина представляет эстетическую ценность.
. По другим данным, её впервые обнаружил И.Е. Драпкин в Новороссийской бухте, в 1947 году.
По предположению Е.И. Драпкина, в 1947 г. случайно обнаружившего рапану в Новороссийской бухте и сообщившего о своей находке на страницах «Природы» в 1953 г., попала она в Черное море вместе с балластными водами судов.
Непонятно, почему о находке было написано только спустя 6 лет? Взято из журнала "Природа" за №5, 2003 г. "Биологические и исторические тайны рапаны" Ю.И. Кантор, доктор биологических наук, Институт проблем экологии и эволюции им.А.Н. Северцова РАН.
Так же нет единого мнения насчёт принадлежности рапана к определённому виду отряда брюхонгих. Её относят то к виду рапана жилковатая ( Rapana venosa), то к рапана Томаса (Rapana thomasiana Crosse). А на официальном сайте города Анапа, пишут следующее-
рапана — род хищных брюхоногих моллюсков, Черноморская Рапана некоторыми учеными выделена в отдельный вид Rapana pontica.
Не удалось, к сожалению, найти фамилий учёных, предложивших выделить черноморскую популяцию в отдельный вид. Около 70-ти лет прошло, как рапана поселилась в Чёрном море, а её роль в экосистеме до сих пор не определена. Последствия её вселения- это исчезновение сначала устриц, затем гребешков, позже рапана перешла на мидию, сократив популяцию последней в разы.
Но, если бы проблема была только в датировке и принадлежности к определённому виду, то это никак не заинтересовало бы нас, как природоохранную организацию. Начав своё знакомство с рапана в Одесском заливе, изучив материалы по этому виду, мы склонны считать, что, если рассматривать Чёрное море, как живой организм, то рапана в этом организме- паразит. Она питается двухстворчатыми моллюсками-фильтраторами. Её нельзя назвать звеном пищевой цепи, скорее якорем, т.к. рапана не имеет действенных регуляторов численности т.е. естественных врагов. По официальным данным, личинками, в плавучей стадии развития, питается рыба песчанка (Gymnammodytes cicerellus), по неофициальным- молодыми особями (10-15 мм.) питается бычёк кнут (Mesogobius batrachocephalus (Pallas, 1814)) и бычёк кругляк (Neogobius melanostomus (Pallas, 1814)). Врослые моллюски неуязвимы для всех обитателей Чёрного моря. Есть, правда вид, который, предположительно был занесён в Чёрное море вместе с рапана. Это сверлящая губка Клиона (Клиона, морской ангел (Clione limacina), беспозвоночное животное отряда безраковинных крылоногих моллюсков. Тело (длиной до 4 см) прозрачное, конической формы; голова обособлена и несёт 2 пары щупалец. Распространена широко. Обитает в морях, в толще воды; в СССР — в северных и дальневосточных морях. Большая советская энциклопедия). Губка поражает взрослых особей рапана, просверливая отверстие в раковине и питаясь мягким телом моллюска. Но и губку никак нельзя отнести к эффективным природным регуляторам численности, т.к. численность её не велика, а так же то, что не найдя рапана, клиона может питаться двухстворчатыми Чёрного моря, нанося им дополнительный ущерб.
Абсолютно непонятны и не обоснованны запреты и ограничения на вылов рапана в Украине. Хорошо, что она не занесена в Красную книгу, как в России. Там не отличают черноморскую и тихоокеанскую популяции. За последнее время были опубликованы много материалов по рапана, к некоторым из них мы обратимся и в нашей статье. Эта работа, в которой мы попытались систематизировать данные и факты о последствиях пребывания рапана в Чёрном море. Начнём с близкого нам Одесского залива, где мы впервые познакомились с рапана, которая, по официальным данным, впервые обнаружена в 1971 г., но её массовое распространение началось в 2005 г.
2005 г.- рапана, преимущественно среднего размера (6-8 см.), начала осваивать прибрежные рифы, на глубинах прибл. 5-15 м., плотно заселённые скальной мидией. Попадаются и крупные особи- до 120мм. по вертикальной оси, но они встречаются крайне редко. Так же редко можно встретить рапана, размером менее 50 мм. Вид процветает, нерестится. Обилие еды. Соотношение массы мягкого тела, в отношении к общему весу стремится к максимальному значению. Раковина тонкая, зачастую не способная вместить моллюска целиком (осень, период после нереста). Плотность популяции не велика. В пределах 100-500 особей на гектар. Практически все подводные камни покрыты мидией без значительных пробелов. Ситуация далека от угрожающей.
2006 г. Положение не особо изменилось. Незначительно увеличилась плотность популяции рапана. Средние размеры особо не изменились. Нерест проходит более массово, количество кладок коконов увеличилось. Вид по-прежнему процветает. Стали заметны небольшие "плеши" в сплошном "ковре" из мидий, покрывающем прибрежные рифы, размеры их ещё не большие. Фильтрационные способности рифов и гряд близки к первоначальным. Мидия встречается всех размеров, от самой мелкой до максимальной возможной в этих водах, преобладает средняя мидия (прибл. 5 см.).
2007 г. Впервые видны значительные изменения. Встречаются большие камни (прибл. 1 на 2 м.) практически лишены покрытия мидиями. Количество рапана заметно увеличилось. Во время нереста встречаются скопления по 20 особей на м. кв. Кладки стали встречаться чаще, а размеры их увеличились. Замечена склонность рапана откладывать коконы рядом, а иногда и прямо на кладки сородичей. Средние размеры популяции немного увеличились (7-9 см.), при этом, экстремально мелкие и крупные экземпляры встречаются так же редко. Плотность популяции оценивается прибл. 1000-3000 особей на га. дна.
2008 г. Плотность популяции растёт. Половозрелого возраста достигли молодые особи, высеянные в 2005- 2006 гг. Средний размер особо не изменился. Всё так же редки самые крупные и мелкие экземпляры. Всё больше камней и рифов лишаются покрытия мидиями. Встречаются практически голые камни, но, в основном, мидии всё ещё занимают большую часть площади рифов. Нерест принимает массовый характер. Кладкой "украшен" почти каждый достаточно крупный камень, на котором есть мидии. Замечена способность восстановления популяции на участках, где вёлся интенсивный вылов рапана. Скорее всего, "пополнение" приходит с большей глубины. За зиму, на очищенных от рапана грядах, количество практически восстанавливается. Некоторые взрослые особи обнаруживаются в акваториях, ограниченных пирсами и волнорезами. Очевидно, они были заброшены туда прибоем и, найдя пищу, приспособились к мелководью и даже размножаются. Это явление носит единичный характер, т.к. пища рапана- мидия встречается далеко не на всех пляжах из-за отсутствия там твёрдого субстрата.
2009 г. Начало перекоса в количественном соотношении хищник- жертва. Многие большие рифы лишились большей части мидий. Явление "облысения" камней и рифов стало массовым. Теперь, не то что очень трудно, а практически невозможно, найти риф или камень, на котором сохранилась бы нетронутая колония мидий. Нерест рапана, в количественном соотношении превосходит объём нескольких прошлых лет. Заметно упала прозрачность воды. Количество мидий, в среднем, на прибрежных грядах уменьшилось вдвое, а иногда- втрое. В меньшую сторону изменился средний размер мидии. Средний размер рапана, в основном, остался без изменений. Рапана стабильно встречается на рифах, находящихся на глубине не менее 5-ти м. (скорее всего, это связанно с вероятностью оказаться в прибойной зоне). Высевания молодых мидий не покрывают голых участков на камнях и рифах.
2010 г. Карта, таблицы, комментарии.
2011 г.Одесский залив, Днестровскяа банка, Крым.
Читайте пока это, а то я запарился.
"Остерегайтесь лишающих вас информации, ибо сокровенное желание их сердец- повелевать вами."