Краткая история происходжения ядохимикатов.
В 1972 году в результате столкновения с болгарским танкером взорвался и потонул возле берегов Одессы теплоход «Моздок». Через два года затонувший корабль был поднят со дна и введён в порт. Груз который удалось поднять составил 900 тонн ядохимикатов , который и был захоронен в районе поселков Алтестово и Палиево.
"к записям в дневнике 1972 года о «Моздоке»:
«13 января, ветер NNO - 8 баллов, температура воздуха - 19 градусов. Лоцман Пантак пошел выводить «Моздок» из порта. Судно было готово еще в 3 часа ночи, но капитан в такую погоду отказался выходить из порта. Он шел первый рейс капитаном и не хотел рисковать. Резкое похолодание вызвало сильное парение моря. Когда температура падает постепенно, то парение небольшое. Здесь же буквально из моря встала высокая густая стена тумана высотой 30-50 метров, и даже сильный ветер не в силах был разрушить ее и разогнать. Видимости - никакой. Или, как говорят, видимость - 0.
...«Моздок» столкнулся с болгарским танкером «Лом». Танкер врезался в правый борт теплохода и разрубил его чуть ли не на половину ширины его корпуса. На «Ломе» произошел взрыв, в результате которого погибли все люди центральной надстройки. 13 января в 11 часов 20 минут при 20-градусном морозе и штормовом ветре, когда с мостика не видно было и бака, танкер, видимо, на полном ходу, блуждая по морю, «нашел» вышедший из порта теплоход, врезался в него, взорвался сам и стал тонуть, увлекая за собой свою жертву. И это в то время, когда в локатор «Моздока» постоянно наблюдали за движением «Лома»! Видели и шли на роковую встречу.
В штормовое море вышли суда и спасатели. Первым из всех оказался у места аварии дунайский буксир «Оперативный». Благо, все это случилось недалеко от порта - всего в 4,5 милях от Воронцовского маяка».
Из дневника (продолжение):
«На «Моздоке» появился крен. Крен увеличивался. 7,12,15 градусов. «Оперативный» подошел и снял с теплохода 34 человека. Остальные, кроме одного, выпрыгнувшего за борт при столкновении, оставались на судне. После взрыва танкер горел. Удалось спустить шлюпку, и 12 человек покинули танкер. Всего там находились 42 человека. Подошли буксиры «Ударник», «Труд», «Рекорд», «Березань», катер «Бодрый», теплоходы «Зоринск», «Брацлав», ледокол «Сибиряков». Какое страшное совпадение: в этот же день, 13 января 1964 года, утонула «Умань» ровно 8 лет назад.
С теплохода «Зоринск» спустили спасательную шлюпку под командованием старпома, в которую сели 10 человек. Они сняли с гибнущего судна 11 человек. На «Моздоке» остались 5 человек: капитан, старший механик, второй механик, электромеханик, матрос. В машину поступает вода. Крен увеличивается. Через 2 часа крен достиг 15 градусов, затушили котел. Машина не может быть пущена. Капитан все время держит связь с буксирами и судами.
Подошел к гибнущему судну спасатель «Атлант»; шлюпку с «Зоринска» принял буксир «Ударник» и пересадил людей к себе. Буксир «Березань» снял с «Моздока» оставшихся последних 5 человек. Оба судна стали погружаться. Носовая часть танкера затонула, крен на «Моздоке» дошел до 40 градусов и затем перестал увеличиваться. Судно в 17.00. погрузилось носовой частью и, видимо, достало грунт. Кормовая часть еще виднелась над водой. Наконец, над водой остались мачты «Моздока» и кормовая часть танкера. Погибли 9 болгарских моряков и один моторист с «Моздока», выпрыгнувший за борт при столкновении (храбрость или страх?).
14 января 1972 года.
...И все же снова «Моздок».
Непонятно, странно и в высшей степени удивительно. Огромный спасательный флот, мощные современные суда, 6 часов тонули два судна – и никаких, буквально никаких мер для их спасения или уменьшения последствий катастрофы не было принято».
источник
http://vestnik.mozdok.org/news/2009-02-17-906